УДК: 
DOI: 
10.22389/0016-7126-2023-999-9-16-28
1 Тикунов В.С.
2 Белозеров В.С.
3 Есикова В.О.
4 Ватлина Т.В.
Год: 
№: 
999
Страницы: 
16-28

Государственный астрономический институт имени П.К. Штернберга МГУ имени М.В. Ломоносова

1, 

Северо-Кавказский федеральный университет

2, 
3, 

Смоленский государственный университет

4, 
Аннотация:
Экспорт образования – важная часть социально-экономических стратегий ведущих стран мира, значительная статья дохода бюджета, выступающая как инструмент «мягкой силы», и значительный демографический ресурс. В России формируется система государственной политики в области экспорта образования, и в статье приведены результаты исследования по основным направлениям этого процесса. Статья посвящена разработке на основе ГИС-технологий картографического отображения экспорта образования в России. Построена серия тематических картографических материалов за период 2014–2021 гг. по основным направлениям экспорта образования, на основе которых выявлены общероссийские и региональные особенности динамики абсолютных и относительных показателей иностранных студентов, географии их происхождения, академической мобильности студентов, а также доходов от образования иностранных студентов. Информационной основой картографирования стали данные официальной статистики по ведущим университетам России с развитой международной деятельностью (участники проекта 5-100, национальные исследовательские и федеральные университеты, участники рейтинга РСМД) с 2014 по 2021 г. Главная тенденция развития экспорта образования в России – устойчивый рост показателей этого процесса. На современном этапе прослеживается переход от гиперцентрализации к поляризации российского экспорта образования. Реализуемые меры государственной политики в области экспорта образования сопровождаются снижением роли столичных центров и активным включением в этот процесс ведущих региональных центров Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока, обладающих мощным научным и материально-техническим потенциалом, реализующих востребованные на международном рынке образовательные программы. В условиях глубокого демографического кризиса в России на современном этапе целесообразна организация официального учета трудоустроенных после завершения обучения иностранных граждан
Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, грант № 22-27-00186 «Иммиграция студенческой молодежи в Россию в условиях затяжного демографического кризиса: стратегии и модели адаптации и интеграции»

Список литературы: 
1.   Бакуменко О. А. Трудоустройство иностранных студентов – атрибут позиционирования на международном рынке образовательных услуг // Аккредитация в образовании. – 2018. – № 7 (107). – С. 12–19.
2.   Белов Ф. Д. Трудоустройство иностранных студентов – атрибут позиционирования на международном рынке образовательных услуг // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2020. – № 28 (1). – С. 184–195. DOI: 10.22363/2313-2329-2020-28-1-184-195.
3.   Белозеров В. С., Щитова Н. А., Есикова В. О. Геоинформационный мониторинг и моделирование процессов иммиграции студентов в Россию // ИнтерКарто. ИнтерГИС. – 2022. – № 28 (2). – С. 19–33. DOI: 10.35595/2414-9179-2022-2-28-19-33.
4.   Берестов А. В., Гусева А. И., Калашник В. М., Каминский В. И., Киреев С. В., Садчиков С. М. Вклад в Проект 5-100 национальных исследовательских и федеральных университетов // Высшее образование в России. – 2020. – № 29 (10). – С. 30–45.
5.   Жданов П. А., Полихина Н. А., Сема Е. Ю., Казимирчик Л. В., Тростянская И. Б., Барсуков А. А. Сетевой анализ степени интеграции вузов Проекта 5-100 в международное образовательное пространство // Высшее образование в России. – 2019. – № 28 (11). – С. 155–167. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-11-155-167.
6.   Миграционный атлас Российской Федерации / С. В. Рязанцев, В. С. Белозеров, Н. А. Щитова и др. – М.: ИТД «Перспектива», – 2022. – 232 c. DOI: 10.51285/978-5-905790-56-0.
7.   Минаева Е. А. Мобильность студентов и экспорт образования во время и после пандемии: вызовы и прогнозы // Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ. Экономические и социальные последствия коронавируса в России и в мире. – 2020. – № 4. – С. 90–95.
8.   Митин Д. Н. Образовательная (учебная) миграция: понятие, проблемы и пути решения // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. – 2010. – № 3. – С. 123–134.
9.   Николаев В. К. Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности // Высшее образование в России. – 2022. – № 31 (2). – С. 149–166. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-2-149-166.
10.   Овчинникова Н., Зоткина М., Гетманская А. Государственные программы образовательной мобильности в разных странах // Докл. Центра трансформации образования Московской школы управления «Сколково». – М.: Центр трансформации образования Московской школы управления «Сколково», – 2019. – 108 c.
11.   Рязанцева И. В. Трудоустройство иностранных студентов и выпускников на российском рынке труда как элемент восполнения трудовых ресурсов стран // Экономика труда. – 2022. – Т. 9. – № 1. – С. 55–68. DOI: 10.18334/et.9.1.114149.
12.   Соловьев И. А., Фрайер П. Дж., Щитова Н. А., Белозеров В. С. Пространственный анализ международной студенческой иммиграции в России // ИнтерКарто. ИнтерГИС. – 2021. – № 27 (4). – С. 402–414. DOI: 10.35595/2414-9179-2021-4-27-402-414.
13.   Сопнев Н. В., Соловьев И. А. Картографическое обеспечение исследования территориальных особенностей студенческой иммиграции в России // ИнтерКарто. ИнтерГИС. – 2022. – № 28 (2). – С. 126–145. DOI: 10.35595/2414-9179-2022-2-28-126-145.
14.   Фурса Е. В., Рогова Т. М. Международная учебная миграция: тенденции и особенности современного развития // Journal of Economic Regulation. – 2012. – Т. 3. – № 3. – С. 42–51.
15.   Шибанова Е. Ю., Платонова Д. П., Лисюткин М. А. Проект 5-100: динамика и паттерны развития университетов // Университетское управление: практика и анализ. – 2018. – Т. 22. – № 3. – С. 32–48. DOI: 10.15826/umpa.2018.03.025.
16.   Щербакова Т. К., Супрунчук И. П. Использование ГИС-технологий для оценки уровня географического образования региона (на примере олимпиады СКФУ «45 параллель») // ИнтерКарто. ИнтерГИС. – 2021. – № 27 (2). – С. 176–190. DOI: 10.35595/2414-9179-2021-2-27-176-190.
17.   Assimakopoulos C., Antoniadis I., Kayas O., Dvizac D. (2017) Effective social media marketing strategy: Facebook as an opportunity for universities // International Journal of Retail and Distribution Management. 45 (5), pp. 532–549. DOI: 10.1108/IJRDM-11-2016-0211.
18.   Crăciun D. (2018) National policies for higher education internationalization: A global comparative perspective. European higher education area: The impact of past and future policies pp. 95–106. DOI: 10.1007/978-3-319-77407-7_7.
19.   Jażdżewska I. A., Lechowski Ł., Babuca D. (2022) GIS-Based Approach for the Analysis of Geographical Education Paths // ISPRS International Journal of Geo-Information. 11 (1), pp. 1–14. DOI: 10.3390/ijgi11010041.
20.   Kamruzzaman Md., Hine J., Gunay B., Blair N. (2011) Using GIS to visualise and evaluate student travel behaviour // Journal of Transport Geography. 19, pp. 13–32.
21.   Knight J. (2012) Five truths about internationalization // International Higher Education. 69, pp. 4–5. DOI: 10.6017/ihe.2012.69.8644.
22.   Pérez R., Aragón-Velasco A. (2016) Evaluating regional education systems performances in Spain and their influence in the socioeconomic system. A geomatic approach // International Conference on Cartography and GIS. 6 (1), pp. 32–43.
23.   Sumping A., Abdul Rasam A. R., Adna N., Saad N. (2021) Mapping immigrant populations: A GIS-based public perception exploratory analysis // IOP Conference Series: Earth and environmental science. 620 (1), pp. 1–16. DOI: 10.1088/1755-1315/620/1/012018.
24.   Veletsianos G., Kimmons R., Shaw A., Pasquin L., Woodward S. (2017) Selective openness, branding, broadcasting, and promotion: Twitter Use in CanadaТs public universities // Educational Media International. 54 (1), pp. 1–19. DOI: 10.1080/09523987.2017.1324363.
25.   Vinuela A. (2021) Immigrants' spatial concentration: Region or locality attractiveness? // Population Space and Place. 28 (2), DOI: 10.1002/psp.2530.
Образец цитирования:
Тикунов В.С., 
Белозеров В.С., 
Есикова В.О., 
Ватлина Т.В., 
Картографическое отображение результатов исследования экспорта образования в России // Геодезия и картография. – 2023. – № 9. – С. 16-28. DOI: 10.22389/0016-7126-2023-999-9-16-28