УДК: 
DOI: 
10.22389/0016-7126-2024-1014-12-35-45
1 Никонов А.В.
Год: 
№: 
1014
Страницы: 
35-45

АО «Сибтехэнерго»

1, 
Аннотация:
В статье проанализированы требования нормативных документов, регламентирующих допуски на планово-высотное положение рельсовых путей мостовых кранов. В действующих федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» отсутствует допуск на прямолинейность рельсовой нити, хотя чрезмерное искривление кранового пути в горизонтальной плоскости может приводить к износу колес крана и направляющих, к затруднению свободного перемещения крана. Рассмотрены особенности реализации координатного метода при съемке надземного кранового пути длиной 343 м. Достоинство координатного метода заключается в одновременном получении данных о плановом и высотном положении рельсов и подкрановых конструкций. Приведен порядок обработки результатов съемки в программном обеспечении Microsoft Excel. Предложено по съемочным точкам строить аппроксимирующую прямую, относительно которой контролировать прямолинейность рельсовой нити. Применение координатного метода позволяет отказаться от створных измерений, а геометрическое нивелирование заменить тригонометрическим. С помощью координатного метода можно ускорить процесс контроля геометрии кранового пути

Список литературы: 
1.   Аврунев Е. И., Уставич Г. А., Грекова А. О., Никонов А. В., Мелкий В. А., Долгополов Д. В. Технологические решения в области обеспечения геопространственной информации о магистральных трубопроводах и объектах их инфраструктуры // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. – 2020. – Т. 331. – № 7. – С. 188–201. DOI: 10.18799/24131830/2020/7/2729.
2.   Баран П.И., Дульский И.А., Кавунец Д.Н. Определение элементов плановой рихтовки подкрановых путей // Геодезия и картография. – 1991. – № 5. – С. 16–19.
3.   Ганьшин В. Н., Репалов И. М. Геодезические работы при строительстве и эксплуатации подкрановых путей – М.: Недра, – 1980. – 120 c.
4.   Дьяков Б.Н. О расчете проектных линий для рихтовки подкрановых путей // Геодезия и картография. – 1990. – № 11. – С. 9–11.
5.   Дьяков Б.Н. Обработка высотной съемки подкранового пути // Геодезия и картография. – 1991. – № 9. – С. 29–30.
6.   Жарников В. Б., Дьяков Б. Н., Жуков Б. Н. и др. Геодезическое обеспечение эксплуатации промышленных предприятий – М.: Недра, – 1992. – 160 c.
7.   Жуков Б. Н. Геодезическая съемка подкрановых путей действующих тепловых электростанций // Электрические станции. – 1972. – № 1. – С. 49–52.
8.   Жуков Н.Б. Обработка результатов съемки подкрановых путей на ЭВМ // Геодезия и картография. – 1988. – № 5. – С. 57–59.
9.   Кузнецов Е. С. Обоснование необходимости рихтовки рельсовых путей кранов мостового типа URL: https://clck.ru/3Ffi3S (дата обращения: 12.10.2024).
10.   Михайлов В. И., Скребков Г. В. О методике геодезического контроля подкрановых путей электронным тахеометром // Вестник Белорусского национального технического университета. – 2011. – № 3. – С. 27–29.
11.   Новоселов Д. Б. Съемка подкрановых путей с применением электронного тахеометра и программного продукта CREDO-DAT // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2008. – Т. 1. – № 1. – С. 147–149.
12.   Сероштан В. И., Рахаев В. В. Комплексный контроль за состоянием кранового пути // Безопасность труда в промышленности. – 2008. – № 9. – С. 22–27.
13.   Сытник В. С. Строительная геодезия – М.: Недра, – 1974. – 136 c.
14.   Уставич Г. А., Сальников В. Г., Скрипников В. А., Рябова Н. М., Соболева Е. Л. Совершенствование программ створных измерений координатным способом // Вестник СГУГиТ. – 2020. – Т. 25. – № 2. – С. 78–97.
15.   Шеховцов Г. А., Кочетова Э. Ф. Современные методы геодезического контроля подкрановых путей мостовых кранов // Приволжский научный журнал. – 2018. – № 3. – С. 30–40.
16.   Шеховцов Г. А. Современные методы геодезического контроля ходовой части и путей мостовых кранов: Монография – Н. Новгород: изд. ННГАСУ, – 2018. – 185 c.
17.   Шляхова М. М., Васанов А. Е. Методика обработки данных геодезической съемки рельсовых путей мостовых кранов // Международный научно-исследовательский журнал. – 2024. – № 1 (139). DOI: 10.23670/IRJ.2024.139.89.
Образец цитирования:
Никонов А.В., 
Определение геометрических параметров путей мостовых кранов промышленных предприятий координатным методом // Геодезия и картография. – 2024. – № 12. – С. 35-45. DOI: 10.22389/0016-7126-2024-1014-12-35-45
СТАТЬЯ
Поступила в редакцию: 18.10.2024
Принята к публикации: 24.12.2024
Опубликована: 25.01.2025

Содержание номера

2024 декабрь DOI:
10.22389/0016-7126-2024-1014-12