Аналитика

Темпы восстановления российского рынка геодезического приборостроения замедлились, и сегодня некоторые виды геодезического оборудования, например роботизированные тахеометры, становятся «непозволительной» роскошью.
 
Среди основных причин замедления роста – повышение курсов мировых валют, которое приводит к повышению цен на геодезические приборы.
 
Некоторые виды геодезического оборудования становятся «непозволительной» роскошью
 
На динамику продаж значительно влияют санкции США и Евросоюза, уже обрушившие рубль в апреле и в августе. Дополнительное давление на рынок оказывает и повышение НДС, так что в ближайшей перспективе будет достаточно сложно вернуться к серьезным темпам роста. Также необходимо принять во внимание замедление роста объемов продаж геодезических приборов в связи с завершением ряда крупных строек, связанных с чемпионатом мира по футболу и др.
 
Маркетологи задаются вопросом, как изменится рыночное равновесие при различных вариантах развития ситуации в ближайшем времени.
 
В целом, опасения усиления торговых ограничений влекут за собой риски замедления экономического роста, что создает поводы для оттока иностранного капитала из России.
 
Возможности улучшения эффективности бизнеса маркетологи видят в первую очередь в том, чтобы изменить подходы к рекламе и продвижению оборудования, а также в дальнейшей оптимизации расходов на персонал, банковских расходов и др. Вместе с тем говорить об изменении стратегий трансформации бизнеса в условиях «неопределенности», очевидно, преждевременно.
 
Сегодня конкуренция регулируется самим рынком и для этого, практически, нет никаких барьеров.
 
Однако навязывание рынку каких-то определенных моделей геодезического оборудования неизвестных брендов, по определению, ограничивает конкуренцию.
 
Участники рынка хорошо понимают, что после рыночных перепадов, которые были в первой половине года, сейчас должны были бы сложиться достаточно оптимальные условия продаж и для потребителей, и для продавцов.
 
При этом основной спрос сконцентрирован в сегментах электронных тахеометров, GNSS-приемников, оптических нивелиров и лазерных дальномеров.
 
Относительно успешным результатам привлечения потребителей способствует активная реклама по продвижению этого оборудования.
 
При этом реклама в геодезическом приборостроении играет первичную роль, потому что иначе заказчики бы просто не знали о том, какое оборудование пользуется авто­ритетом и лидирует по продажам в России.
 
В то же время в ближайшие месяцы, при сохранении умеренного спроса на геодезические приборы, принципиально новое оборудование может занять лидирующие позиции по привлечению потребителей.
 
Также нет полной альтернативы электронным тахеометрам, к тому же спрос на тахеометры может локально изменить предпочтения потребителей, однако при росте рыночной волатильности спрос на тахеометры вернется, но скорее всего в «усеченных» объемах.
 
Сегодня продавцов подводит конъюнктура рынка, которая не способствует высокой доходности, и консервативные стратегии, наименее рисковые, но и менее доходные.
 
В то же время конкуренция на рынке переходит в новую плоскость, поскольку появилось достаточно много малокомпетентных компаний.
 
Вместе с тем в 2018 году продолжится сокращение убыточных филиалов компаний и также придется исключать «территориальное» дублирование.
 
Некоторое улучшение маржинальности продаж произошло за счет более дорогих моделей сложного геодезического оборудования, что можно объяснить особенностями применяемой бизнес-модели. Например, продажи популярных электронных тахео­метров по более низким или акционным ценам дотируют сами поставщики, т.е. поставщик идет как бы навстречу и создает более выгодные условия для акции: закупки по более низким ценам и пр.
 
В целом российский рынок геодезического приборостроения огромен, хотя и сильно фрагментирован. Он формируется в основном мировыми приборостроительными брендами – Leica и др. с жесткой конкуренцией, сложнейшим оборудованием, а поддерживают его, главным образом, частные компании.
 
Потребители не проявляют оптимизма в приобретении нового геодезического оборудования, хотя в условиях отложенного спроса некоторые заказчики все же предпочитают совершить покупки, в том числе крупные (электронные тахео­метры, GNSS-приемники и др.), которые раньше откладывали.
 
С другой стороны, основным макроэкономическим фактором, определяющим спрос на геодезические приборы, остается увеличение реальных доходов заказчиков на фоне пока еще низкой инфляции.
 
Впрочем, текущие продажи не являются устойчивыми, а значит, любое ухудшение «новостного» фона вокруг повышения курсов мировых валют, повышения НДС и соответствующего повышения цен на импортное, геодезическое оборудование может негативно отразиться на динамике продаж, которая затронет практически все сегменты российского рынка.
 
В этих условиях одной из стратегий выживания могло бы стать снижение цены. Но продолжать стимулировать рынок низкой ценой на геодезическое оборудование тоже вряд ли получится. Сегодня все участники российского рынка несут существенные финансовые потери и поэтому при сохранении текущих цен есть риск новых банкротств.