УДК: 
DOI: 
10.22389/0016-7126-2018-940-10-24-35
1 Верещака Т.В.
2 Кулагина О.В.
Год: 
№: 
940
Страницы: 
24-35

Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК)

1, 
2, 
Аннотация:
Статья освещает принципы разработки и составления зоогеографической карты России в предстоящее издание Географического атласа для учителей средней школы в соответствии с проектом, поддержанным Русским географическим обществом. Подходы к проектированию карты (как и всего атласа) основаны на анализе рабочих программ, базирующихся на федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). По требованиям этих документов учащиеся должны знать животный мир России, родного края, географические закономерности распределения (природные зоны, высотная поясность), приводить примеры наиболее характерных представителей зон, объяснять видовое разнообразие животного мира, иметь понятие о его систематике, называть меры по охране. В соответствии с этими требованиями и предложены принципы разработки карты, реализованные в авторском оригинале. Тематическое содержание карты основано на научной систематике животного мира и охватывает: фауну суши, морей и морских побережий, а также пресноводных водоёмов. Изображение материковой фауны увязано с условиями её обитания – природными зонами, их частями, географическими областями с выделением эндемиков и животных, занесённых в Красную книгу России. Отбор позвоночных животных включает в себя классы земноводных, круглоротых, хрящевых, костных рыб и отряда китообразных. Авторский оригинал размещён на двух страницах, из которых отдельную страницу в альбомном формате занимает легенда с практически полным описанием животных всех природных зон. Охарактеризованы методико-технологические аспекты составления карты, которая отличается существенной новизной и большей информационной ёмкостью по сравнению с аналогичными изданиями и расширенным, кроме учебного, назначением.
Работа выполнена при поддержке РГО (грант № 24/2018-И).

Список литературы: 
1.   Бобринский Н. А. География животных (курс зоогеографии) – М.: Учпедгиз, – 1951. – 385 c.
2.   Бурдин А. М., Филатова О. А., Хойт Э. Морские млекопитающие России: Справочник-определитель – Киров: Волго-Вятское книжное издательство, – 2009. – 210 c.
3.   Васильева Е. Д. Природа России: жизнь животных. Рыбы – М.: АСТ, – 1999. – 640 c.
4.   Волцит П. М., Мосалов А. А., Целлариус Е. Ю., Гомыранов И. А., Полевод В. А., Пескова И. М. Большой определитель зверей, амфибий, рептилий, птиц, насекомых и растений России – М.: АСТ, – 2017. – 250 c.
5.   Второв П. П., Дроздов Н. Н. Биогеография: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, – 2001. – 304 c.
6.   Географический атлас: для учителей средней школы / Отв. ред. Л. Н. Колосова. – 4-е изд. – М.: ПКО «Картография» ГУГК, – 1980. – 238 c.
7.   География. 5–9 классы. Методические рекомендации и рабочая программа. ФГОС URL: https://drofa-ventana.ru/material/geografiya-5-9-klassy-metodicheskie-rekomendacii-i-rabochaya-programma/
8.   Информационная поисковая система (ИПС) по биоразнообразию позвоночных животных России URL: http://www.sevin.ru/vertebrates/
9.   Кобышев Н. М., Кубанцев Б. С. География животных с основами зоологии: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2107 «География» – М.: Просвещение, – 1988. – 192 c.
10.   Кузякин А. П. Зоогеография СССР // Учен. зап. Моск. обл. пед. ин-та им. Н.К. Крупской. – Т. 109: Биогеография1962. – Вып. 1. – 182 c.
11.   Лебедева Н. В., Криволуцкий Д. А., Пузаченко Ю. Г., Дьяконов К. Н., Алещенко Г. М., Смуров А. В., Максимов В. Н., Тикунов В. С., Огуреева Г. Н., Котова Т. В. География и мониторинг биоразнообразия – М.: Издательство научного и учебно-методического центра, – 2002. – 432 c.
12.   Наумов Н. П., Карташев Н. Н. Зоология позвоночных. – Ч. 1. Низшие хордовые, бесчелюстные, рыбы, земноводные: Учебник для биолог. спец. ун-тов – М.: Высшая школа, – 1979. – 333 c.
13.   Национальный атлас России. Т. 2. Природа. Экология – В 4-х томах. – М.: ПКО «Картография», – 2007. – Т. 2. – 496 c.
14.   Савиных В. П., Бугаевский Ю. Л., Верещака Т. В., Братков В. В., Билибина Н. А., Биктимирова Н. М., Мельникова Е. Б., Кузьмина Н. А. Концепция географического атласа для учителей как многофункциональной информационной системы // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъёмка. – 2017. – Т. 61. – № 4. – С. 4–13.
15.   Учебный атлас мира. – 3-е изд – М.: ГУГК при Совете Министров СССР, – 1979. – 180 c.
16.   Чернов Ю. И. Экология и биогеография: Избранные работы – М.: Товарищество научных изданий КМК, – 2008. – 580 c.
Образец цитирования:
Верещака Т.В., 
Кулагина О.В., 
Зоогеографическая карта России в Географический атлас для учителей школ: принципы разработки и составления // Геодезия и картография. – 2018. – № 10. – С. 24-35. DOI: 10.22389/0016-7126-2018-940-10-24-35
СТАТЬЯ
Поступила в редакцию: 14.09.2018
Принята к публикации: 20.10.2018
Опубликована: 20.11.2018

Содержание номера

2018 октябрь DOI:
10.22389/0016-7126-2018-940-10