УДК: 
DOI: 
10.22389/0016-7126-2018-941-11-54-60
1 Девятисильный А.С.
2 Шурыгин А.В.
Год: 
№: 
941
Страницы: 
54-60

Институт автоматики и процессов управления Дальневосточного отделения РАН (ИАПУ ДВО РАН)

1, 
2, 
Аннотация:
В статье представлены математические модели обратных траекторных задач вида «состояние – измерение». Цель и главная составляющая их решения – оценка вектора скорости поверхностного морского течения, следующая за реконструкцией вектора абсолютной (относительно твёрдой Земли) скорости движения объекта по данным его позиционирования ГЛОНАСС. Эти модели ассоциированы с моделью задачи оценки производных непрерывной функции времени по её темпорально измеряемым значениям, имеющей жорданову форму матрицы с индексом нильпотентности, совпадающим с размерностью системы линейных дифференциальных уравнений состояния, что обусловливает дискретизацию задачи по времени без методологических погрешностей и реализацию вычислительных алгоритмов динамического обращения с использованием метода наименьших квадратов со скользящим окном. Особенность этой методологии решения состоит в том, что она отождествляет течение с переносным движением управляемого морского объекта, рассматривает его в качестве изменяющегося во времени и географическом пространстве навигационного фактора, требующего бортовой оперативной оценки текущего состояния. Приведены результаты вычислительных экспериментов.
Список литературы: 
1.   Андреев В.Д. Теория инерциальной навигации. Автономные системы – М.: Наука, – 1966. – 580 c.
2.   Девятисильный А.С., Шурыгин А.В. Нейроморфное оценивание параметров движения объекта по данным позиционирования ГЛОНАСС // Геодезия и картография. – 2018. – Т. 79. – №1. – С. 47-51. DOI: 10.22389/0016-7126-2018-931-1-47-51.
3.   Ишлинский А. Ю. Классическая механика и силы инерции – М.: Едиториал УРСС, – 2018. – 320 c.
4.   Калман Р., Фалб П., Арбиб М. Очерки по математической теории систем / Пер. с англ. Э.Л. Наппельбаума / Под ред. Я.З. Цыпкина. – М.: Мир, – 1971. – 400 c.
5.   Крюков Н. Д., Шматков В. А. Учёт течений, генерируемых ветром, при плавании судов // Вестник гос. ун-та морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова. – Т. 7. – № 3 (31). – 2015. – С. 23–29. DOI: 10.21821/2309-5180-2015-7-3-23-29.
6.   Мысленков С. А., Зацепин А. Г., Сильвестрова К. П., Баранов В. И. Использование дрейфующих буев и буксируемого профилографа для исследования течений на шельфе Чёрного моря // Вестник Моск. ун-та. Серия 5. География. – № 6. – 2014. – С. 73–80.
7.   Хорн Р., Джонсон Ч. Матричный анализ – М.: Мир, – 1989. – 656 c.
8.   Nav Quest 600. Micro Doppler Velocity Log. The World’s Smallest DVL URL: http://www.link-quest.com/html/NavQuest600M.pdf .
Образец цитирования:
Девятисильный А.С., 
Шурыгин А.В., 
Разработка методологии и моделей бортовых систем реального времени для определения параметров поверхностного морского течения // Геодезия и картография. – 2018. – Т. 79. – № 11. – С. 54-60. DOI: 10.22389/0016-7126-2018-941-11-54-60
СТАТЬЯ
Поступила в редакцию: 09.07.2018
Принята к публикации: 04.10.2018
Опубликована: 20.12.2018

Содержание номера

2018 ноябрь DOI:
10.22389/0016-7126-2018-941-11

QR-код страницы

QR-код страницы