УДК: 
DOI: 
10.22389/0016-7126-2018-942-12-50-60
1 Орлов М.Ю.
Год: 
№: 
942
Страницы: 
50-60

Центр геодезии, картографии и ИПД

1, 
Аннотация:
Развитие цифровых технологий оказывает большое влияние на отечественную картографию, и особенно на такой её сегмент, как коммерческая картография. Карты и атласы приобрели новую форму, вместе с этим поменялись экономические и финансовые аспекты. Если раньше издатели карт зарабатывали на тиражах, то в настоящее время окупить затраты на создание картографической продукции можно используя маркетинговые и рекламные технологии. Чтобы понять, в каком направлении двигаться, надо хорошо знать прошлое. В статье предпринята попытка изучить развитие коммерческой картографии в период новой экономической политики, проводившейся в СССР в 20-е годы ХХ в., в условиях изменения социально-экономических отношений. Это время, когда появилась потребность использовать географическую карту как рекламный носитель информации. Проанализирована связь между тематикой картографических произведений и содержанием рекламных модулей. Показано применение социальной рекламы в начале ХХ в. и варианты оформления рекламных текстов и модулей.
Список литературы: 
1.   Андреева М. В. История рекламы. Государственная контора объявлений и подписки «Двигатель» // VIII Всероссийская конференция заведующих кафедрами рекламы, связей с общественностью и смежных специальностей, 16–17 апреля 2004 г.: Сб. материалов. – М.: ИМА-пресс, – 2005. – С. 9–11.
2.   Андреева М. В. Рекламные предприятия в период НЭПа // Журналист. Социальные коммуникации. – № 2. – 2011. – С. 133–153.
3.   Большой план Москвы: Указатель – М.: Мосрекламсправиздат, – 1929. – 34 c.
4.   В.Р. Ященко, В.Д. Большаков, А.А. Дражнюк, и др. Геодезия и картография на современном этапе развития. 1919–1989 – М.: Недра, – 1989. – 160 c.
5.   Государственная картографо-геодезическая служба / Под общ. ред. А.В. Бородко. – М.: ФГУП «Картгеоцентр», – 2004. – 184 c.
6.   Железные дороги России. Атлас // Исторические материалы [сайт]. URL: http://istmat.info/node/39657 .
7.   Кавказ: Путеводитель / Под ред. Э. С. Батенина. – М.: Транспечать НКПС, – 1927. – 512 c.
8.   Карта окрестностей Москвы / Под ред. Э. С. Батенина. – М.: Транспечать НКПС, – 1927.
9.   Клепиков С. А. Библиография печатных планов города Москвы XVI–XIX – М., – 1956. – 123 c.
10.   Кусов В.С. Картограф и издатель А. А. Ильин // Геодезия и картография. – 1984. – Т. 45. – №12. – С. 32–36.
11.   Кусов В.С. Памятники отечественной картографии – М.: Изд-во МГУ, – 2003. – 141 c.
12.   Лысюк В. Н. Экономика, организация и планирование картографического производства – М.: Недра, – 1978. – 240 c.
13.   Минченко А. Реклама в цифрах // Бюллетень Комитета по делам печати при Наркомторге СССР и Совета съездов газетных и книжных издательств и предприятий по распространению произведений печати. – № 6. – 1926. – С. 24–31.
14.   Москва в планах: Справ.-путеводитель – М.: Изд-во МКХ, – 1925. – 290 c.
15.   Москва в планах: Справ.-путеводитель. – 2-е изд. перераб. и доп – М.: Изд-во МКХ, – 1928. – 318 c.
16.   Москва в планах: Справ.-путеводитель. – 3-е изд. перераб. и доп – М.: Мосрекламсправиздат, – 1929. – 356 c.
17.   Москва на старых картах (XVI – первая половина XX в.) Каталог планов Москвы / Сост. А.С. Захарова и др.; ред.: Л.Н. Зинчук, А.С. Захарова; отв. ред. Н.Е. Котельникова. – М.: Рос. гос. б-ка, – 1998. – 143 c.
18.   Немного из истории геодезии и картографии URL: https://geodesy-rt.ru/information/2011-07-05-08-18-29/154-nemnogo-iz-istorii-geodezii-i-kartografii.html .
19.   Орлов М. Ю. Маркетинг в картографии: Учеб. пособие – М.: ИД Картрезерв, – 2016. – 176 c.
20.   Орлов М. Ю. Реклама в картографической продукции России конца XIX – начала XX вв. // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъёмка. – Т. 60. – № 5. – 2016. – С. 46–50.
21.   Орлов М.Ю. Становление коммерческой картографии в России // Геодезия и картография. – 2016. – №7. – С. 50-61. DOI: 10.22389/0016-7126-2016-913-7-50-61.
22.   План г. Москвы на 1926 год [1 : 25 200] – М.: Изд. газ. «Известия Адм. отд. МСРК и КД», – 1926.
23.   План г. Москвы с указателем улиц, переулков и площадей [1 : 25 200] – М.: Изд. газ. «Известия Адм. отд. МСРК и КД», – 1926.
24.   План г. Москвы с указателем улиц, переулков, площадей и пр. [1 : 25 200] – М.: Моск. губкомис. по борьбе с последствиями голода, – 1923. – 20 c.
25.   Планы Москвы на рубеже эпох из собрания Музея истории Москвы. Ч. 2. XIX – начало XX вв – М.: Молох, – 2008. – 112 c.
26.   Поволжье. Природа, быт, хозяйство: Путеводитель по Волге, Оке, Каме, Вятке и Белой / Под ред. проф. В. П. Семёнова-Тян-Шанского. – Л.: Волжское государственное пароходство; Транспечать НКПС, – 1925. – 636 c.
27.   Постников А.В. Развитие картографии и вопросы использования старых карт – М.: Наука, – 1985. – 209 c.
28.   Сафонов А. П., Петунин В. В., Любков А. Н. Издание карт – М.: ВИА им. Куйбышева, – 1962. – 520 c.
29.   Спутник по реке Волге и её притокам Каме и Оке / Под ред. П. Т. Виноградова. – Саратов: Типо-Лит. П. С. Феокритова, – 1904. – 119 c.
30.   439-я Центральная военно-картографическая фабрика им. Дунаева URL: http://istgeodez.com/439-ya-tsentralnaya-voenno-kartograficheskaya-fabrika-im-dunaeva .
31.   Retromap [сайт] URL: http://retromap.ru .
Образец цитирования:
Орлов М.Ю., 
Коммерческая картография России в период НЭПа // Геодезия и картография. – 2018. – Т. 79. – № 12. – С. 50-60. DOI: 10.22389/0016-7126-2018-942-12-50-60
СТАТЬЯ
Поступила в редакцию: 11.09.2018
Принята к публикации: 10.12.2018
Опубликована: 20.01.2019

Содержание номера

2018 декабрь DOI:
10.22389/0016-7126-2018-942-12

QR-код страницы

QR-код страницы