УДК: 
DOI: 
10.22389/0016-7126-2022-983-5-2-10
1 Баширова Д.Р.
2 Брынь М.Я.
3 Кривоносов Д.А.
Год: 
№: 
983
Страницы: 
2-10

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I

1, 
2, 

Трансстроймеханизация

3, 
Аннотация:
Выполнен анализ требований, предъявляемых к определению точности осадок оснований автомобильных дорог. Отмечено, что наиболее высокие требования предъявляются к наблюдениям за вертикальными перемещениями оснований автомобильной дороги при устройстве сооружения на грунтах с низкой несущей способностью и при высоте насыпи более 12 м. Показано, что в настоящее время контроль за осадками оснований автомобильных дорог осуществляется на основе принципов инклинометрии, и не существует методики определения осадок с использованием нивелирования. С учетом скорости деформационного процесса для различных видов оснований автомобильных дорог, рассчитана допустимая осадка насыпи в месяц, которая принимает значение 1,7 мм при дорожных одеждах капитального типа и 4,2 мм – при облегченном типе. Выполнен расчет средних квадратических погрешностей определения высот пунктов опорной сети и определения высот деформационных марок. При доверительной вероятности, равной 0,988 (уровне значимости, равным 2,5) средняя квадратическая погрешность определения высоты деформационной марки составляет 0,5 мм. Указано, что для создания высотной опорной сети необходимо использовать существующие пункты геодезической разбивочной основы, однако их высоты необходимо повторно определить со средней квадратической погрешностью, равной 0,2 мм. Рассмотрена конструкция деформационных марок, представлена схема их расположения: марки устанавливают через каждые 50 м по всей длине участка со слабым основанием. Предложено использовать веерный способ нивелирования ввиду большого количества деформационных марок.

Список литературы: 
1.   Асташенков Г. Г., Барлиани А. Г., Колмогоров В. Г. Коррелатная версия уравнивания и оценки точности геодезических сетей с равноточно измеренными величинами методом псевдооптимизации // Вестник СГУГиТ. – 2016. – № 4 (36). – С. 52–65.
2.   Шарафутдинова А. А., Брынь М. Я. Опыт применения наземного лазерного сканирования и информационного моделирования для управления инженерными данными в течение жизненного цикла промышленного объекта // Вестник СГУГиТ. – 2021. – Т. 26. – № 1. – С. 57–67. DOI: 10.33764/2411-1759-2021-26-1-57-67.
3.   Голюк В. П., Назаров Д. Г. Комплексный подход к геодезическому контролю укладки асфальтобетонного покрытия на примере строительства автодорожного мостового перехода через Керченский пролив // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2020. – № 1. – С. 106–119. DOI: 10.33764/2618-981X-2020-1-1-106-119.
4.   Дьяков Б. Н. Сравнительный анализ способов Костехеля и Марчака // Маркшейдерский вестник. – 2009. – № 6. – С. 43–46.
5.   Ислямова А. А., Хорошилов В. С. Моделирование перемещений оползневых склонов по материалам геодезических наблюдений и инженерно-геологических изысканий // Вестник СГУГиТ. – 2021. – Т. 26. – № 2. – С. 5–17. DOI: 10.33764/2411-1759-2021-26-2-5-17.
6.   Максименко Л. А. Наблюдения за осадками зданий в эксплуатационный период // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2012. – Т. 4. – С. 193–196.
7.   Михелев Д. Ш., Рунов И. В., Голубцов А. И. Геодезические измерения при изучении деформаций крупных инженерных сооружений – М.: Недра, – 1977. – 152 c.
8.   Мурзинцев П.П., Павлов М.М., Репин А.С. Оcобенности геодезического обеспечения строительства автодороги и пространственного мониторинга на Бованенковском месторождении // Геодезия и картография. – 2016. – № 2. – С. 2–5. DOI: 10.22389/0016-7126-2016-908-2-2-5.
9.   Новиков Ю. А., Краев А. Н. Геодезические наблюдения за осадками здания в рамках проведения геотехнического мониторинга // Вестник СГУГиТ. – 2019. – Т. 24. – № 1. – С. 28–41. DOI: 10.33764/2411-1759-2019-24-1-28-41.
10.   Пронина Л. А., Мадиев А. Г. Статистические исследования точности высотного положения покрытий автомобильных дорог // Строительство: новые технологии – новое оборудование. – 2018. – № 6. – С. 18–27.
11.   Симонян В. В., Шмелин Н. А., Зайцев А. К. Геодезический мониторинг зданий и сооружений как основа контроля за безопасностью при строительстве и эксплуатации инженерных сооружений – М.: НИУ МГСУ, – 2015. – 144 c.
12.   Симонян В.В. Изучение оползневых процессов геодезическими методами – М.: изд. МГСУ, – 2011. – 172 c.
13.   Скоробогатченко Д. А., Забазнов А. С. Прогнозирование ровности покрытия автомобильных дорог с учетом погодно-климатического воздействия и уровня работ по содержанию // Вестник ПНИПУ. Строительство и архитектура. – 2018. – № 2. – С. 98–109. DOI: 10.15593/2224-9826/2018.2.09.
14.   Столбов Ю. В., Столбова С. Ю., Нагаев Д. О., Пронина Л. А. Анализ методов расчета точности геодезического контроля высотного положения оснований и покрытия автомобильных дорог // Вестник СибАДИ. – 2012. – № 2 (24). – С. 69–73.
15.   Столбов Ю. В., Столбова С. Ю., Пронина Л. А., Пархоменко Н. А. Исследование точности определения высотных отметок конструкции линейного сооружения с использованием разных геодезических приборов // Вестник СГУГиТ. – 2019. – Т. 24. – № 4. – С. 44–57. DOI: 10.33764/2411-1759-2019-24-4-44-57.
16.   Столбов Ю. В., Столбова С. Ю., Пронина Л. А., Уваров А. И. Обеспечение точности контроля неровностей оснований и покрытий автомобильных дорог категорий IV, V с применением нивелиров типа H-3 // Вестник СибАДИ. – 2017. – № 6 (58). – С. 125–132.
17.   Усов Д. В. Моделирование и математическая обработка геодезических нивелирных сетей при мониторинге осадок инженерных сооружений // Вестник БНТУ. – 2008. – № 3. – С. 29–34.
18.   Хорошилов В. С., Комиссаров А. В., Кобелева Н. Н. Математическое моделирование деформационных процессов основного технологического оборудования камеры приема и пуска средств очистки и диагностики магистрального трубопровода // Вестник СГУГиТ. – 2021. – Т. 26. – № 3. – С. 36–43. DOI: 10.33764/2411-1759-2021-26-3-36-43.
19.   Хорошилова Ж. А., Хорошилов В. С. Деформационный мониторинг инженерных объектов как составная часть геодезического мониторинга // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2012. – Т. 1. – № 1. – С. 77–80.
20.   Шеховцов Г.А., Шеховцова Р.П. Современные геодезические методы определения деформаций инженерных сооружений – Нижний Новгород: Нижегород. гос. архит.-строит. ун-та, – 2014. – 255 c.
21.   Щербаков В.В., Барсук М.Н. Диагностика автомобильных дорог по геометрическим параметрам с использованием ГНСС // Геодезия и картография. – 2008. – № 6. – С. 55-58.
Образец цитирования:
Баширова Д.Р., 
Брынь М.Я., 
Кривоносов Д.А., 
Методика определения осадок оснований автомобильных дорог на высоких насыпях // Геодезия и картография. – 2022. – № 5. – С. 2-10. DOI: 10.22389/0016-7126-2022-983-5-2-10
СТАТЬЯ
Поступила в редакцию: 16.03.2022
Принята к публикации: 06.06.2022
Опубликована: 20.06.2022

Содержание номера

2022 май DOI:
10.22389/0016-7126-2022-983-5