DOI: 
10.22389/0016-7126-2024-1003-1-43-51
1 Романчиков А.Ю.
2 Балтыжакова Т.И.
3 Беляев В.В.
Год: 
№: 
1003
Страницы: 
43-51

Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II

1, 
2, 
3, 
Аннотация:
В статье предложена методика расчета обеспеченности города общественным транспортом, основанная на данных о пространственном распределении объектов недвижимости и коммерческой собственности по его территории, что позволяет дать рейтинговую оценку маршрутам общественного транспорта и остановкам. Рост исследований, посвященных этой теме, обусловлен социальной потребностью в использовании городского пространства. Однако часто у исследователей отсутствуют актуальные сведения о распределении населения на конкретной территории, поскольку в России концепция государственных открытых пространственных данных находится на начальной стадии развития, к тому же эта информация по решению властей может стать защищенной. Предложенный количественный подход к оценке обеспеченности городской территории наземным общественным транспортом основан на использовании доступных пространственных данных. С помощью предложенной методики исследована маршрутная сеть общественного транспорта Санкт-Петербурга, что позволило выделить наиболее значимые городские маршруты, а также выявить части города, нуждающиеся в расширении маршрутной сети

Список литературы: 
1.   Киселёв В. А., Трибуц О. А. Районирование муниципального образования по комплексу показателей благоустроенности // Записки Горного института. – 2012. – № 196. – С. 68–73.
2.   Козин Е. Г. Совершенствование организационно-технических решений по закреплению в хозяйственное ведение законченных строительных объектов метрополитена // Записки Горного института. – 2017. – № 228. – С. 674–680. DOI: 10.25515/pmi.2017.6.674.
3.   Сомов Э.В. Геоинформационное моделирование при оценке качества транспортного обслуживания городского населения (на примере Юго-Запада Москвы) // Вестн. Моск. ун-та, Серия 5. География. – М.: Изд-во МГУ, – 2013. – № 1. – С. 42-46.
4.   Сомов Э.В. Математико-картографическое моделирование доступности центра города на общественном транспорте при оценке транспортной обеспеченности населения г. Москвы // Региональные исследования. – 2014. – № 1(43). – С. 68–74.
5.   Allen W. B., Liu D., Singer S. (1993) Accesibility measures of U.S. metropolitan areas // Transportation Research Part B: Methodological. 27 (6), pp. 439–449. DOI: 10.1016/0191-2615(93)90016-4.
6.   Baltyzhakova T., Romanchikov A. (2021) Spatial analysis of subway passenger traffic in Saint Petersburg // Geodesy and Cartography. 47 (1), pp. 10–20. DOI: 10.3846/gac.2021.11980.
7.   Boisjoly G., El-Geneidy A. M. (2017) How to get there? A critical assessment of accessibility objectives and indicators in metropolitan transportation plans // Transport Policy. 55, pp. 38–50. DOI: 10.1016/j.tranpol.2016.12.011.
8.   Bykowa E., Gerasimova I. (2019) Land Plot Selection Rationale for the Location of Linear Facilities // Land. 8 (4), DOI: 10.3390/land8040067.
9.   Bykowa E., Skachkova M., Raguzin I., Dyachkova I., Boltov M. (2022) Automation of Negative Infrastructural Externalities Assessment Methods to Determine the Cost of Land Resources Based on the Development of a УThin ClientФ Model // Sustainability. 14 (15), DOI: 10.3390/su14159383.
10.   Kraft S. (2016) Measuring and modelling the spatial accessibility of public transport stops in GIS // Hungarian Geographical Bulletin. 65 (1), pp. 57–69. DOI: 10.15201/hungeobull.65.1.5.
11.   Miller E. J. (2018) Accessibility: measurement and application in transportation planning // Transport Reviews. 38 (5), pp. 551–555. DOI: 10.1080/01441647.2018.1492778.
12.   Morozov A. S., Kontsevik G. I., Shmeleva I. A., Schneider L., Zakharenko N., Budenny S., Mityagin S. A. (2023) Assessing the transport connectivity of urban territories, based on inter-modal transport accessibility // Frontiers in Built Environment. 9, pp. 1–14. DOI: 10.3389/fbuil.2023.1148708.
13.   Smith D. A., Shen Y., Barros J., Zhong C., Batty M., Giannotti M. (2020) A compact city for the wealthy? Employment accessibility inequalities between occupational classes in the London metropolitan region 2011 // Journal of Transport Geography. 86, 102767, DOI: 10.1016/j.jtrangeo.2020.102767.
14.   van den Berg J., Köbben B., van der Drift S., Wismans L. (2018) Towards a dynamic isochrone map: Adding spatiotemporal traffic and population data. In book: Progress in Location Based Services pp. 195–209. DOI: 10.1007/978-3-319-71470-7_10.
Образец цитирования:
Романчиков А.Ю., 
Балтыжакова Т.И., 
Беляев В.В., 
Оценка обеспеченности территории Санкт-Петербурга наземным общественным транспортом с использованием геопространственного подхода // Геодезия и картография. – 2024. – № 1. – С. 43-51. DOI: 10.22389/0016-7126-2024-1003-1-43-51
СТАТЬЯ
Поступила в редакцию: 11.05.2023
Принята к публикации: 31.10.2023
Опубликована: 25.02.2024

Содержание номера

2024 январь DOI:
10.22389/0016-7126-2024-1003-1