УДК: 
DOI: 
10.22389/0016-7126-2019-944-2-15-21
1 Шеховцов Г.А.
Год: 
№: 
944
Страницы: 
15-21

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ННГАСУ)

1, 
Аннотация:
Поясняется методика использования электронного тахеометра для комплексного метода геодезического контроля подкрановых путей мостовых кранов. Методика предусматривает непосредственное определение координат x, y, z осевых точек подкрановых рельсов контролируемого участка пути с одной точки стояния тахеометра. По значениям x и y можно вычислить ширину колеи и проконтролировать прямолинейность рельсов, а по значениям z найти превышения между рельсовыми точками в ряду и пролёте. Показана оценка точности результатов контроля путём получения ковариационной матрицы ошибок координат. Отмечается, что такая форма представления точности недостаточно наглядна, зависит от ориентировки координатных осей и малоинформативна. В статье предлагается простая методика оценки точности съёмочных точек по направлениям, ориентированным относительно подкрановых путей. Методика основана на геометрической интерпретации ошибки положения определяемых точек с помощью окружностей средних квадратических ошибок (СКО), которые могут быть построены в любой плоскости трёхмерного пространства. По радиусам-векторам окружностей можно судить об СКО определяемой точки по любому заданному направлению. На примере оценки точности определения ширины колеи кранового пути выполнено знаковое моделирование, подтвердившее простоту, надёжность, доступность и информативность предлагаемой методики.

Список литературы: 
1.   Ганьшин В. Н., Репалов И. М. Геодезические работы при строительстве и эксплуатации подкрановых путей – М.: Недра, – 1980. – 120 c.
2.   Горохов Е. В., Ламбин Н. Е., Ламбин В. Н. Методы и средства измерений при строительстве и эксплуатации подкрановых путей: Монография – Макеевка: Graffiti, – 1997. – 234 c.
3.   Кавунец Д. Н., Лященко Ю. К. Исследование точности методов геодезического контроля подкрановых путей / Инженерная геодезия: Сб. науч. трудов. – Киев: Будiвельник, – 1980. – Вып. 23. – С. 75–78.
4.   Пимшин Ю. И., Губеладзе А. Р., Пимшин И. Ю. Контроль прямолинейности и горизонтальности подкрановых путей / Прикладная геодезия: Сб. науч. трудов. – Ростов- на-Дону: изд. Ростов. гос. строит. ун-та, – 2002. – С. 18–31.
5.   Потюхляев В. Г., Солопов Л. Г. Исследование влияния траектории движения мостовых кранов на точность геодезического контроля подкрановых путей / Маркшейдерское дело и геодезия: Сб. науч. трудов. – Л.: изд. ЛГИ, – 1987. – С. 79–81.
6.   Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов. Госгортехнадзор России. ПБ 10-382-00 – М.Т: НПО ОБ, – 2001.
7.   Репалов И. М. О точности измерений при съёмке подкрановых путей / Маркшейдерское дело и геодезия: Сб. науч. трудов. – Л.: изд. ЛГИ, – 1989. – С. 14–119.
8.   РД 10-138-97. Комплексное обследование крановых путей грузоподъёмных машин – М., – 1997. – 38 c.
9.   Шеховцов Г. А. Единый алгоритм уравнивания, оценки точности и оптимизации геодезических засечек: Монография – Н. Новгород: изд. ННГАСУ, – 2017. – 123 c.
10.   Шеховцов Г. А. Современные методы геодезического контроля ходовой части и путей мостовых кранов: Монография – Н. Новгород: изд. ННГАСУ, – 2018. – 185 c.
11.   Чирятьев Н. С., Тимофеев А. Н., Соколов В. И. О точности измерения расстояний между осями подкрановых путей способом произвольных створов // Промышленное строительство. – 1971. – № 11. – С. 45–47.
12.   Bryś H. (2000) Meßverfahren zum Bestimmen der Geometrie der Verformung von Brückenkran und Kranbahnschienen. Allg. Vermess.-Nachr 107, pp. 391–396.
13.   Klein K.-H. (2001) Zur Förderung der qualität-wirksamen Potenziale der Ingenieurvermessung bei der Qualitatssicherung von Kranbahnen // Allg. Vermess. Nachr. 108, 3, pp. 91, 92, 94‒100.
Образец цитирования:
Шеховцов Г.А., 
Оценка точности комплексного метода геодезического контроля подкрановых путей мостовых кранов // Геодезия и картография. – 2019. – № 2. – С. 15-21. DOI: 10.22389/0016-7126-2019-944-2-15-21
СТАТЬЯ
Поступила в редакцию: 01.06.2018
Принята к публикации: 10.12.2018
Опубликована: 20.03.2019

Содержание номера

2019 февраль DOI:
10.22389/0016-7126-2019-944-2